Девятнадцать зданий и 9 гектар земли - от Пятой Авеню до Авеню Америки (соответствующей Шестой Авеню), от 47-й Вест-стрит до 51-й Вест-стрит - составляют Рокфеллеровский центр, по всеобщему мнению, самый блестящий результат во всем мире в области городского планирования. Рокфеллеровский центр с фонтанами, садами, прогулочными дорожками и улицами, магазинами, офисами и научно-исследовательскими центрами - благодаря 1.400.000 кв. м арендуемой площади, ежедневно заполняемой народом (около 240.000 человек), представляет собой город в городе.

записаться на курсы

Однако, история проекта началась с проблем, тогда казалось, что его ожидает провал. С достаточной долей самонадеянности Джон Д. Рокфеллер-младший считал, что с реализацией этого центра ему удастся, наконец, выйти из тени отца, магната Standart Oil Джона Д. Рокфеллера-старшего.

Рокфеллеровский центр

В 1928 году Джон Д. Рокфеллер-младший, бросившись со страстью в дело, утонул с головой в титанической авантюре и, объединив собственные силы с силами Метрополитен-Опера, в то время искавшего место, успел истратить 3,3 миллиона долларов на аренду участка земли, сроком на 24 года. Но 29 октября 1929 года, в тот день, когда архитектор Харвей Уайли Корбетт был выбран руководителем работ, рухнула Биржа. Почти сразу после этого Опера вышла из дела, бросив на Рокфеллера разбираться с появившимися проблемами. Только упорство Рокфеллера-младшего и огромное богатство его семейства удержало проект на плаву, хотя до начала активного строительства нужно было ждать еще долгих четыре года до мировой войны.

К 1940 году на площади, где должен был располагаться Центр, уже были снесены 228 зданий и 4000 человек были вынуждены съехать. Микрогород Рокфеллера состоял уже из 14 дворцов, включая RCA Building, который занимала National Broadcasting Company, и Мюзик-Холл Радио Сити (в то время самый большой в мире крытый кинотеатр). В 1957 г. были построены еще пять зданий, включая Time-Life Building. Главный пешеходный вход находится на Пятой Авеню и ведет в Центр через Channel Gardens с длинными дорожками, вдоль которых стоят скамейки и растут кустарники. В рождественские дни в центре Рокфеллер Плаза устанавливают огромную елку, а сама площадь превращается в каток. Весной здесь разворачивается выставка цветов, летом располагается ресторан под открытым небом. В Центре многое приводит в восхищение, например, великолепная панорама из Рейнбоу-рум и Зал Радуги на 65-м этаже Дженерал Электрик Билдинг (бывш. RCA).

Рокфеллеровский центр

Невероятно модернистский Рокфеллеровский центр выделяется на общей панораме города как колосс. Здания построены в едином стиле Art Deco с общей облицовкой внешних поверхностей настоящим индианским известняком. Каждое здание Центра тянется к небу, а сердце Центра - Дженерал Электрик Билдинг, еще больше увеличивает чувство устремленности вверх. Поразительное впечатление производят сеть подземных коридоров для прохода посетителей и ряд галерей с настилами, на которых стоят разгрузочные машины - вдали от глаз прохожих собрано 700 автопогрузчиков для ежедневных поставок. Центр украшает множество скульптур; сильное впечатление производят Атлант, поддерживающий мир, и огромного размера позолоченный Прометей. Следует остановиться в фойе Дженерал Электрик Билдинг, полюбоваться стенописью Хосе Мария Серта и потолком, полностью украшенным в стиле Art Deco, и, главное, - изображением духа капитализма. Любопытный факт: этой стенописью заменили оригинал, представлявший борьбу пролетариата против сил капиталистического зла (Диего Ривера, 1933); не понравившийся Рокфеллеру оригинал довольно быстро сбили.