Вот и наступил первый маленький юбилей – малышу исполнился 1 год. Для молодых и неопытных родителей он как преодоленное препятствие. Однако преодолев этот барьер, их ожидает еще более сложный период, когда малыш начинает познавать окружающий мир. И этот сложнейший в жизни родителей и их любимого чада период будет продолжаться еще в течение двух лет. В это время ребенку требуется повышенное внимание родителей, которое может выражаться в совместных играх и творческих занятиях.

Этапы развития

В возрасте от одного до трех лет ребенок активно развивается, и этот возраст можно условно разделить на несколько этапов.

  • 1-1,5 года. Это тот самый период, когда малыш, научившись ходить, пускается познавать окружающий его мир, проводя исследования. Он влезает во все шкафы, открывая их дверцы, и вытаскивает все, что привлекает его внимание. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить первые осмысленные слова.
  • 1,5-2 года. Малыш уже успевает кое-чему научиться и теперь ему осталось лишь усовершенствовать приобретенные навыки. Он уже чувствует себя полноправным членом общества, начиная проявлять характер.
  • 2-3 года. Это завершающий период формирования личности маленького человечка. В 3 года он совершает переход из раннего детства в дошкольный период.

На каждом из этих этапов развития малышу необходимо общаться с родителями и вместе с ними познавать все, что его окружает. А помочь им в этом смогут развивающие игры и занятия.

План занятий

Все игры и занятия с ребенком должны быть направлены на развитие следующих качеств:

  • мелкой моторики;
  • логического мышления;
  • нравственных качеств;
  • памяти и внимания;
  • воображения;
  • восприятия цвета, формы и других свойств предметов;
  • коммуникабельности.

Мелкая моторика – путь к развитию речи

Игры, развивающие мелкую моторику рук, помогут малышу научиться координировать свои движения и стать более ловким. К тому же такие навыки позволяют малышам быстрее научиться разговаривать. Для этих целей полезно делать следующее:

  • перебирать пуговицы;
  • пересыпать в банку фасолины,  макаронины или любую крупу;
  • лепить из теста или пластилина;
  • делать куличики из песка;
  • выкладывать из карандашей или камешков фигурки;
  • собирать конструктор или кубики.

Логическое мышление

В возрасте от 1 года дети начинают запоминать, накапливая в памяти слова и другие знания. Поэтому необходимо развивать память и логику, что поможет им развиваться быстрее.

  • В этом возрасте полезны игры с карточками и игрушками. К примеру, с помощью карточек можно находить парные предметы. Игрушки можно разложить, а затем, убрав одну, попросить малыша определить, какая именно игрушка отсутствует.
  • Собирание пазлов. Играя в эту игру, малыш учится определять форму предметов. При этом пазлы необходимо приобретать в соответствии с возрастом. Для раннего возраста они должны быть крупными и состоять из малого количества элементов.

Творческие способности как путь к организованности

В возрасте от одного до трех лет дети, как губка, впитывают всю информацию, поступающую от взрослых. Это идеальный возраст для развития творческих способностей ребенка. Они с удовольствием рисуют красками. Если они еще не способны держать в руках кисточку, можно раскрашивать картинки пальцами, карандашами или фломастерами. Начинать обучение рисованию можно с обведения формочек или собственных кистей рук.

Полезно проводить совместные творческие занятия, работая с пластилином или соленым тестом. Вылепленные поделки принесут малышу немало радости. Для изготовления композиций могут использоваться различные материалы, в том числе кусочки ткани, шишки, орехи или мелкие камешки.

Дети очень любят музыку. Каждому родителю доводилось наблюдать за тем, как их малыш танцует в такт музыке. А учитывая, что у маленьких детей еще нет музыкального слуха, его необходимо прививать, включая разножанровые композиции. По мнению специалистов, музыка не только прививает слух, но и организует ребенка, так как в основе любой музыкальной композиции заложен ритм.

Развитие речи

После года дети начинают произносить свои первые слова. При этом им пока не под силу произнести их правильно, однако родители их уже понимают. Развитию речи способствует неустанное общение ребенка со взрослыми. Поэтому следует постоянно комментировать все действия, повторяя слова по несколько раз. Таким образом, малышу легче будет запоминать слова и их правильное произношение.

По мнению ученых, речь ребенка находится в прямой зависимости с моторикой рук и ловкостью его пальцев. Для формирования речевых навыков полезны кубики, пирамидки и игры, связанные с перебиранием пальцев, к примеру, «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила».

Развивающие игрушки

Родители зачастую покупают любимому чаду игрушку, дабы просто отвлечь его внимание, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако игрушка для малыша должна быть средством развития и обучения. Поэтому все игрушки можно условно разделить на несколько групп.

  • Игрушки, развивающие крупную моторику. К ним относятся различные машинки и тележки, которые можно тянуть или толкать. В этом плане также полезны беговелы, качели и кресла-качалки. Развитию ловкости рук способствует мяч.
  • Игрушки, развивающие мелкую моторику. К этой категории можно отнести сортеры – коробочки с отверстиями, через которые проталкиваются мелкие предметы, а также кубики, пирамидки и стаканчики-вкладыши. Полезно играть со шнуровкой, а также собирать мозаику и пазлы.

Изучаем мир вокруг

Ребенок должен постоянно знакомиться с окружающим его миром. В противном случае с течением времени его познания окажутся очень скудными. Поэтому необходимо проводить совместные занятия, изучая и познавая свойства окружающих предметов. Для этого могут использоваться реальные предметы, либо картинки.

К примеру, показывая малышу животное, изображенное на картинке, можно научить его произносить звук, который произносит это животное. Очень полезно сажать семена растений и наблюдать за их ростом. Не менее интересно для детей изучать свойства красок, смешивая их, или свойства веществ, к примеру, растворение в воде сахара или льда.

Познание окружающего мира происходит через общение. Поэтому ребенок должен находиться среди детей. Если ему не удается наладить контакт со сверстниками, малыша нужно поместить в среду детей старшего возраста, которые с удовольствием будут отвечать на все его вопросы.

К трем годам ребенок начинает активно разговаривать, задавая множество вопросов. И здесь очень важно не совершить ошибку, отмахиваясь от этих вопросов, так как такой подход может отразиться на развитии ребенка. Получая ответы на все вопросы, ребенок пополняет свой словарный запас, что окажет положительное влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Источник: http://ogormone.ru/