Предвидеть будущее трудно. Стать пророком – невозможно. Однако каждый из нас может позволить себе маленькую роскошь – лингвистический анализ. Дело это, кстати, весьма занятное и увлекательное. И здесь, потребуются не знания языков, а любовь к истории, понимание азов экономических тенденций, и просто легкая филологическая философия. Философия, как известно, это к мудрствованию любовь. Итак, «помудрствуем»?

записаться на курсы

К сожалению, никто из нас не доживет до поры, когда результаты нашего «исследования» подтвердятся или не сбудутся. Однако согласитесь, каждому человеку так хочется знать, что будет дальше. Но чтобы понять это сегодня, нужно «заглянуть во вчера».

Библейские истории утверждают, что со времен изгнания из Рая праотца и праматери наших, их потомки, расселившиеся по всем местам которые создал Господь, говорили на одном языке. Но дерзкое строительство Вавилонской башни привело к разноязычию. Однако необходимость общаться все равно заставила людей изучать чужие языки

Какой язык придет на смену английскомуАлександр Великий создал империю, в которой ассимиляция народов стала обычным явлением. Соответственно, древнемакедонский язык имел главенствующее значение в мире. Однако это было сравнительно недолго – после его смерти империя стала распадаться, и все возвратилось на круги своя. 

А давайте вспомним Великую Римскую Империю. 500 летняя мировая гегемония превратила тогда еще живой латинский язык в абсолютное средство коммуникации. Ведь если все дороги вели в Рим, становится понятным, почему латынь прошла по этим же дорогам в обратном направлении. 

И еще вспомним Испанию. Движимая страстью к золоту, испанская Корона открывала новые земли, захватывала их, и в результате испанский язык прекрасно прижился в Латинской Америке. Примерно то же самое произошло с французским – распространившись в колониальной Африке, «продвижение» тем и закончилось. Сегодня французский язык стал языком политесов и дипломатии. Он принадлежит к некой «лингвистической аристократии», однако это вряд ли есть предпосылкой для филологической гегемонии. 

Английской Короне удалось в результате тех же таки колониальных захватов сделать родной язык на сегодняшний день самым востребованным. Однако, ныне вряд ли возможен серьезный передел мира. Люди уже не «гибнут за металл», как было раньше, а «воюют» тихими экономическими войнами. 

Экономика – вот сегодняшняя причина продвижения языков. И, исходя из этого, можно предположить, что главенствующее значение будет иметь не тот язык, на котором говорит население какой-то страны, а тот, который придется выучить остальным землянам. 

Какой язык придет на смену английскомуРассматривая лингвистическое будущее планеты с этой точки зрения, можно предположить, что англо-саксонская сфера, снижаясь, уступит место новым фаворитам. Главный довод сегодняшних приверженцев английского состоит в том, что он прост, удобен, экономичен. Выучить его несложно в любом возрасте. Все это так. Однако даже некоторые авторитетные англофоны, как например, Сэмюэл Хантингтон, американский политолог и социолог, в статье «Столкновение цивилизаций» усматривает скорую гегемонию других языков.

Семимильное развитие экономик других стран приводит к мысли, что закат английского рано или поздно наступит. Нет, он останется популярным, однако через несколько поколений языком «бизнеса», а, следовательно, самым распространенным языком, он вряд ли останется.

То, что на планете в последние 20 лет происходят невероятные экономические «фокусы» - факт. Кто бы еще 50 лет назад мог предположить, что Индия, страна в которой до сих пор существует каста «неприкасаемых», начнет уверенно приближаться к экономическим лидерам? Страны Востока, это «нефтяные тихони» сегодня уже все больше поднимают голову, с уверенностью смотря в будущее. 

Китай – особый разговор. Кроме колоссальной многочисленности, экономический и культурный взлет страны заставляет предположить, что вполне возможно «мандарин» станет самым популярным в мире уже через 100-200 лет. Не секрет, что сегодня Азия активно учит китайский. То же происходит и с другими частями мира. Аргументы, касающиеся сложности «мандарина» разбиваются о лингвистические результаты. «Дорогу осилит идущий» - гласит известное выражение. И еще одно: «Невозможного не существует!» Эти две фразы подтверждают, что изучение любого, даже самого непростого языка, обязательно даст рано или поздно результат. 

Говорят, сложные языки учить просто с детства. Китайский легко одолеет 2-4 летний малыш. Взрослым дядям и тетям придется попотеть. Но если для них возраст - это минус, то мотивация – явно плюс. 

Чтобы ни было в будущем, можно смело сказать, что нынешняя языковая хартия стоит на страже всех языков. А это означает, что ни один язык больше не должен стать «мертвым». Английский, даже не оставшись самым популярным, все равно останется в числе фаворитов, уж очень распространен он ныне. Тем более, как утверждают ученые, каждый человек по природе своей полиглот. Просто лень и косность делают многих моноязычными. А ведь только некоторое количество языков, имеющихся в арсенале каждого из нас, столько же раз делают нас людьми!